Доступная среда
Термин «Доступная среда» в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: «Безбарьерной средой» называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Организация «Доступной среды» подразумевает оборудование поверхностей специальными поручнями, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Инвалид-человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Государственная социальная политика РФ по отношению к детям-инвалидам направлена на реализацию их права на полноценное образование, интеграцию в общество и участие в общественной жизни. Она реализуется посредством выполнения соответствующей государственной программы и законодательных актов, таких как Закон РФ «О социальной защите прав инвалидов», а также приказом Минобрнауки и методическими рекомендациями Минздравсоцразвития, в которых чётко устанавливаются стандарты для обеспечения безбарьерного пространства для детей с особым статусом.
Что же представляет собой доступная среда для детей-инвалидов в школе? Наряду с серьёзной коррекцией всего педагогического процесса, подготовкой соответствующих инклюзивных программ и взятия в штат дополнительной единицы – дефектолога для проведения с детьми коррекционных и реабилитационных занятий, «Доступная среда» в школе – это довольно большие финансовые вложения. Они связаны с необходимостью реконструкции самого здания и прилегающей территории, а также с приобретением и монтажом специального оборудования доступной среды в школе. Следует понимать, что для каждой категории детей с физическими проблемами имеются свои рекомендации по созданию безбарьерной среды.
О специально оборудованных учебных кабинетах |
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения: ü по индивидуальному учебному плану; ü при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано индивидуальное обучение на дому. В МБОУ «Белая СОШ» возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют. |
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Для оказания качественных образовательных услуг в соответствии с современными требованиями школа имеет необходимую техническую оснащенность. Учебно-материальная база МБОУ «Белая СОШ» достаточна для реализации инновационного педагогического процесса. Для проведения практических занятий в школе функционируют специализированные кабинеты, в которых ведущая роль отводится практическим работам, экскурсиям, тренировочным занятиям. |
О библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения). |
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Для проведения уроков физической культуры и обеспечения внеурочной занятости детей в школе имеются спортивный зал, спортивная площадка, которая расположена на территории школьного двора, бассейн. Имеются раздевалки для мальчиков и девочек, душевые комнаты, санузлы. Спортивная площадка, расположена на территории школьного двора, оснащена сектором для прыжков в длину, щитами баскетбольными, турниками, гимнастическими брусьями, гимнастическим бревном, стадионом с футбольными воротами. Бассейн предназначен для проведения уроков и иных спортивных мероприятий для обучающихся. Имеются раздевалки для мальчиков и девочек, которые оборудованы специальными кабинками, зеркалами, фенами для сушки волос. Имеются душевые, а также санузлы. |
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В рамках программы «Доступная среда» оборудован современной техникой 1 кабинет, где занимаются обучающиеся специального (коррекционного) класса, кабинет социально - психологической службы. В кабинете для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется: ü Интерактивная доска – 1 шт. ü Проектор – 1 шт. ü Ноутбук – 1 шт. ü Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс) – 1 шт. ü Документ-камера – 1 шт. На территории школы расположена физкультурно-спортивная зона, представленная волейбольной и баскетбольной и теннисной площадками с асфальтным покрытием, сектором для прыжков в длину, элементами полосы препятствия. Здание оборудовано системами централизованного холодного, горячего водоснабжения, отопления, электроснабжения от сетей поселка, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. Все школьные помещения имеют естественное освещение. Учебные кабинеты имеют боковое левостороннее естественное освещение, искусственное освещение, имеется местное освещение классных досок. Имеются санузлы для мальчиков и девочек, помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря. Школьная столовая с обеденным залом. Гардероб размещен на первом этаже и оснащен вешалками для одежды. Школа располагает достаточной материально-технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов деятельности школьников, предусмотренной ФГОС. При реализации программы предусматриваются специально организованные места, постоянно доступные школьникам и предназначенные для: общения (классная комната, актовый зал, пришкольный участок); подвижных занятий (спортивный зал, бассейн, спортивные площадки на пришкольном участке); спокойной групповой работы (классная комната). Во всех помещениях ОУ, где осуществляется образовательный процесс, обеспечивается доступ педагогов и обучающихся к информационной среде учреждения и к глобальной информационной среде. Каждый класс начальной школы имеет закрепленное за ним учебное помещение (кабинет), в котором можно выделить: учебное пространство предназначается для осуществления образовательного процесса и обеспечивается столами для индивидуальной работы; учебными книгами, центральной доской, экран (или интерактивную доску) с возможностью проецирования с переносного компьютера с потолочного проектора, видео-аудиотехникой; местом для выставок ученических работ; игровое пространство предназначается для сюжетных, ролевых, математических, языковых и других игр с образовательным содержанием, занятий конструированием, художественным трудом, отражает внешкольную жизнь учащихся и их увлечения. В школе имеются 2 компьютерных кабинета со стационарными компьютерами и ноутбуками. Для организации всех видов деятельности школьников в рамках ООП класс (группа) имеет доступ по расписанию в следующие помещения: кабинеты иностранного языка; музыкальный класс, обеспеченный оборудованием для проведения уроков музыки, мультимедийным оборудованием; хореографический кабинет с зеркальной стеной; библиотека с читальным залом; спортивный комплекс (спортивный зал, бассейн), актовый зал. Все учебные помещения рассчитаны на использование проектора с потолочным креплением и имеют соответствующий экран. |
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации |
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
О специальных условиях питания |
Пищеблок МБОУ «Белая СОШ» осуществляет производственную деятельность в полном объеме 5 дней в неделю с понедельника по пятницу включительно. Столовая расположена на 1 первом этаже, перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. На основании Постановления Правительства Иркутской области от 21 октября 2019 года № 864-пп «Об утверждении Положения о предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на обеспечение бесплатным питьевым молоком обучающихся 1-4 классов муниципальных общеобразовательных организаций в Иркутской области» с 02 сентября 2020 года ежедневно обеспечены бесплатным питьевым молоком обучающиеся 1-4 классов. На основании Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 47-ФЗ от 01 марта 2020 года, Постановления Правительства Иркутской области от 01 сентября 2020 года № 725-пп «Об организации бесплатного питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях в Иркутской области» обучающиеся начального общего образования (1-4 классы) обеспечиваются не менее одного раза в день бесплатным питанием. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. |
О специальных условиях охраны здоровья |
Здание МБОУ «Белая СОШ» оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует лицензированный медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием. Все педагоги обучены по программе первой медицинской помощи. Организовано психилого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В МБОУ «Белая СОШ» возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «Белая СОШ» и с другими сайтами образовательной направленности. Информационная база школы оснащена: ü электронной почтой; ü локальной сетью; ü выходом в Интернет; ü функционирует официальный сайт. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерных классах. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и учителей закрыт. В МБОУ «Белая СОШ» имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), мультимедийные проекторы, экраны, интерактивные доски, наборы образовательной робототехники. |
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет. Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается контент-фильтром. |
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют. |
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат |
Объектов не имеем |
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Объектов не имеем |