Вебинар «Советы детского психолога родителям и детям в период режима самоизоляции»

ps117.04.2020 состоялся вебинар «Советы детского психолога родителям и детям в период режима самоизоляции».

В период перехода детей и всех других участников образовательных отношений на дистанционное обучение в условиях соблюдения режима самоизоляции возникает сильный страх - неизвестность. Как работать? Что будет с экономикой? Когда пройдет парад 9 мая? и пр.

Так же каждый испытывает боязнь, которая в отличии от страха, представляет собой конкретный объект. В сложившейся ситуации – заразиться вирусом.

Психике человека необходимо время, чтобы адаптироваться. Механизм адаптации может представлять собой: резкие перепады настроения, плохой сон по ночам, частый плачь маленьких детей и др. Наша с вами главная задача, на данный момент, вместо термина «Вынужденная самоизоляция» переформулировать для себя «Хранительная самоизоляция» (охраняю себя, своё здоровье).

Для чего это необходимо?

-Во время эпидемии дети считывают эмоции родителей и реагируют подобным образом на всё происходящее вокруг.

Снизить стресс можно следующим образом:

  • Юмор, сильный механизм адаптации.
  • Сократить до минимума просмотр новостных лент.
  • Брать ответственность на себя, за своё здоровье, эмоциональное состояние.. Не перекладывать ответственность на других (медики, правительство, президент..)
  • Включать логику, рациональность и контролировать собственные эмоции.

Если тревога у родителей сильная, то дети это чувствуют, поскольку между ними существует сильная эмоциональная связь.

  • Тревогу необходимо переводить в действие.

При панике задать себе вопрос: «Что сейчас я могу сделать?»

Разработать план «Когда это всё закончится, что я буду делать?», поскольку записи – это тоже действие.

  • Беседа (в зависимости от возраста)

От 1 мес. до 3 лет – обнять; поиграть; говорить спокойно, не подключать эмоции.

  • Соблюдение режима, распорядок дня (с помощью значков, рисунков)
  • Обязательно дневной сон.

(В это свободное время можно отдохнуть самому; и наконец уделить время себе любимой)

  • Прогулка, пусть даже на балконе.

Дошкольный возраст – ответ на вопросы о происходящей ситуации в мире на сегодняшний день должен быть следующий: «Взрослые знают что делают». Чтобы конкретизировать понятие ребенка в данном возрасте, когда ведущий вид мышления наглядно-образное, необходимо:

  • Использовать рисунки (нарисовать вирус, охранительные символы от него и др.)
  • Лепка
  • Ролевая игра (Если ребёнок уже играет в сюжетно-ролевую игру, НЕ прерывайте его! Пусть занимается своими делами до полного завершения, в этот момент максимально полно развивается его мышление, фантазия…)
  • Видеосвязь с другими семьями, где дети такого же возраста, по возможности.

Младший школьный возраст – совместно с ребенком посмотреть картинки в интернете (заранее их подобрать), дать научную информацию, чтобы обосновать увиденное.

  • Родитель должен доверять ребенку выполнение какой-либо работы самостоятельно, что развивает произвольную саморегуляцию и внешний план действий, который переходит во внутренний.
  • Прописать план действий и режим дня на предстоящую неделю.

Школьный возраст – не стоит поддаваться панике из-за того, что отметки детей стали хуже.

  • Разговаривать, беседовать с ребенком: «А чем я могу тебе помочь? (Проговаривать о том, что сейчас главная задача: сохранить своё здоровье и ресурсное состояние)
  • Договариваться со всеми членами семьи о распорядке дня
  • Пересмотреть распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи.

Подростковый, старший школьный  возраст – если чувствуете, что подросток встревожен, скажите ему об этом. Не бойтесь рассказать о своих чувствах: страхе, переживаниях, тревоге. Предложите «Что конкретно ребенок может сделать для себя, семьи, одноклассников?», чтобы перевести тревогу в деятельность.

  • Просматривать новостные ленты можно с детьми старше 12 лет! Поскольку в этом возрасте развито словесно-логическое мышление. Обязательно обсудить и спросить что именно ребенок понял из представленного материла. Высказать свою точку зрения.
  • Не уделяйте слишком много времени ребенку-подростку.

(До введения режима изоляции вы виделись с детьми только вечером, проводили совместно слишком мало времени, а сейчас видите друг друга 24/7, могут возникать конфликты, недопонимания).

  • Необходимо сменить жёсткий контроль на мягкий. Научиться доверять своему ребенку.
  • Личное пространство должно быть у каждого члена семьи.
  • Выработать ритуал в семье

(Совместное написание плана на какой-то промежуток времени(день, неделя..); Совместный просмотр фильма; Подведение итогов дня, недели; Рассказ интересных случаев из жизни; Ритуал эмоциональной поддержки: «я сегодня доволен собой, потому что… », «Благодарите друг друга», организовать коробу успеха, лист гнева, вышивка бисером и др.)

ps2

ps3

ps4